Главная » 2014 » Март » 25 » Формирование здорового образа жизни школьников
14:37
Формирование здорового образа жизни школьников

Формирование здорового образа жизни школьников

 

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля

Артур Шопенгауэр

Современное общество потребления стоит на пороге качественного переосмысления своего существования. В условиях отсутствия внятного представления о национальной идее в России, многие ищут свой собственный вектор развития. Зачастую эти поиски себя, особенно в подростковом возрасте, заканчиваются трагически: вредные привычки, плохие компании, отсутствие должного внимания со стороны взрослых, недостаток морально-нравственной компоненты воспитания формирующейся личности, – все это рано или поздно приводит к пагубным последствиям, преодолеть которые очень сложно и иногда невозможно. Поэтому роль семьи и образовательных учреждений для развития и формирования личности подрастающего поколения выходит на первый план, задача которых в ограждении школьников от вредного влияния окружающей среды в условиях неорганизованности свободного времени и укреплении и улучшении его здоровья в ходе образовательно-воспитательного процесса.

Здоровье каждого из нас зависит от множества факторов – генетических и внешних условий среды обитания, социальных предпосылок и природных, и экологически обусловленных особенностей территории проживания и т.д. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

 - Наследственность (биологические факторы) — определяет здоровье на 20%

 - Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20%

 - Деятельность системы здравоохранения — на 10%

 - Образ жизни человека — на 50%

Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п.

 Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о здоровом образе жизни), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его жизни.

Здоровый образ жизни школьников складывается из многих основных принципов: образ жизни должен соответствовать возрасту, обеспечен энергетически, быть укрепляющим, ритмичным, эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным (аскетичным).

Таким образом, основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома, рациональную организацию труда и отдыха школьников, воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).

Зачастую школьники недостаточно осведомлены о здоровом образе жизни и его значении для здоровья и жизни человека в целом. Многие даже не задумываются о тяжелых последствиях кажущихся безобидными вредные привычки, которые имеются у подавляющего большинства учащихся старших классов.  Интересно отметить, что с возрастом повышается число учащихся, безразлично или даже положительно оценивающих своих сверстников, которым были свойственны такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, разных наркотических веществ. Так же, как и в случае знаний о физической культуре и спорте, основными источниками знаний о здоровом образе жизни явились средства массовой коммуникации.

Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Снижение физической активности может стать причиной ослабления физических возможностей человека, вместе с тем ослабляется его эмоционально-волевая сфера. Для решения этой проблемы в школах целесообразно вводить повышенное количество динамических занятий, кроме плановых уроков физической культуры. Это и утренние зарядки, введение методик В.Ф. Базарного (физкультминутки для глаз на 18 минуте каждого урока, использование конторок, массажных ковриков для ног), динамические часы в начальной школе, кружковые занятия (ритмика), частая смена видов деятельности на уроках и т.д. Очень важное значение имеет пропаганда и введение моды на здоровый образ жизни. Классные часы и внеклассные мероприятия, проведенные в нестандартных формах с участием известных спортсменов, способствуют более эффективному воздействию на восприятие учащихся. Немаловажное значение имеет психологическое сопровождение воспитания ЗОЖ.

Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. По данным НИИ педиатрии:

- 14% детей практически здоровы;

 - 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

 - 35 – 40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: "Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год или десяток лет.


 

Просмотров: 2593 | Добавил: night_bard | Теги: статьи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]