Экстремизм и толерантность

Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам, это всегда противопоставление, размежевание и даже борьба.

Проблемы проявления молодежного экстремизма существуют давно, но наиболее яркие формы сегодня принимает национальный экстремизм.

Кризис российской семьи – также не новость. Количество неполных семей, количество разводов неуклонно растет. Агрессия во взаимоотношениях близких стала нормой. Изменилась парадигма отношения к жизни – доминантой стал эгоцентризм (я – все остальные; моя семья – все остальные; моя родня – все остальные; моя нация – все остальные и т.д., и т.п.), а также культ силы и денег. Когда развалилась система воспитания (коллективного, бесплатного, интернационального и др.), телевидение, а затем видео и Интернет заменили воспитателей, родителей и нянь. При этом СМИ, также борясь за выживание, шли на поводу «рынка», активно преподносили «жестокие уроки жизни». Преобладание негативной информации, сцен насилия, вербальной и визуальной агрессии в репортажах, фильмах, программах и передачах, засилье пошлой культуры и низкого вкуса – в этом видятся истоки современного экстремизма и агрессии в молодежной среде.

 Социологические исследования показали, что свыше 80% юношей и девушек поддерживают националистический лозунг "Россия для русских", 35% - движение скинхедов (бритоголовых). По мнению психологов, агрессивным молодого человека делает социальная среда. Основной вопрос, который сегодня волнует молодежные правозащитные организации: как научиться быть толерантным и можно ли контролировать агрессию. Приемов и методик для формирования толерантного сознания очень мало. Наиболее успешными оказались социально-психологические методы работы, в частности "тренинги толерантности" для подростков разных возрастных групп, а также работа с мигрантами и вынужденными переселенцами. Необходима работа не только с детьми, но и с их родителями.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жиз­ни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще­ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото­рых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специаль­ной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

      (по материалам сб-ка «Воспитание толерантности»)

Виды экстремизма

Существу­ет большое количество видов экстремизма, которые выделяются в зависимости от различных критериев.

По направленности выделяется экстремизм экономический, по­литический, националистический, религиозный, экологический, ду­ховный и др.

Экономический экстремизм направлен на уничтожение много­образия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов го­сударственного регулирования экономической сферы, резкое сокра­щение социальных расходов, наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в предпринимательской дея­тельности и др.

Националистический экстремизм отвергает интересы, права других наций. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства ко­ренной нации.

Экологические экстремисты против не только эффективной природоохранительной политики, но и научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Духовный экстремизм ориентирован на изоляционизм, отвергает опыт, достижения другой культуры, навязывает в качестве офици­альной идеологии определенные социальные, религиозные, этниче­ские стандарты.

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к предста­вителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии. В собственно конфессиональной среде может но­сить как внутриконфессиональный, так и межконфессиональный характер.

Политический экстремизм (данное понятие выделяется только в теории, законодательно закрепленного термина «политический экстремизм» федеральный закон не содержит).

 Условно различают «левый» и «правый» экстремизм.

«Левый» экстремизм заимствует идеи революционизма, анар­хизма, объявляет себя наиболее последовательным выразителем и защитником трудящихся масс, всех обездоленных, неимущих. Объ­ектами их критики выступают социальное неравенство, подавление личности, эксплуатация, бюрократизация в обществе. Устранить эти явления они готовы любыми средствами, вплоть до вооруженных.

«Правые» экстремисты (фашистские, неофашистские, ультрапра­вые, националистические, расистские движения, организации, пар­тии, такие как «Военно-спортивная организация» в ФРГ) критикуют современное общество за «отсутствие порядка», «господство плуто­кратии», «упадок нравов», эгоизм, потребительство и др. Ультраправые экстремисты часто используются для борьбы с прогрессивными общественными организациями и политическими деятелями. Мно­гие из них действуют под прикрытием государства («Лига защиты евреев» в США, кубинские контрас «Омега-7», «Антикоммунисти­ческий альянс Аргентины», гватемальская «Мано Бланке» и др.).

 

Проявления нетерпимости:

1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; 

2) игнорирование (отказ в беседе, в признании); 

3) негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу,  расе,  этнической  группе,  как  правило,  на  основе  отрицательных характеристик); 

4) этноцентризм (понимание  и  оценка  жизненных  явлений  сквозь призму  ценностей  и  традиций  собственной  группы  как  эталонной  и лучшей по сравнению с другими группами); 

5) поиск врага (перенос вины  за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу); 

6)  преследования, запугивания, угрозы;

7) дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); 

8) расизм

9) ксенофобия  в  форме  этнофобий (антисемитизм,  кавказофобия ), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям  других  культур  и  групп,  убеждение  в  том,  что «чужаки»  вредны  для  общества, преследование «чужаков»);

10) национализм (убеждение в превосходстве  своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); 

11) фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого  характерны крайние формы насилия и массовый террор); 

12)  империализм (покорение  одних  народов  другими  с  целью  контроля богатств и ресурсов подчиненных народов); 

13) эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого  вознаграждения,  безрассудное  использование  ресурсов и природных богатств); 

14) осквернение религиозных или культурных символов; 

15)  религиозное  преследование (насаждение  конкретной  веры,  ее ценностей и обрядов); 

16) изгнание (официальное или насильственное); 

17)  сегрегация,  включая  апартеид (принудительное  разделение  людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы); 

18)  репрессии (насильственное  лишение  возможности  реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

 

Воспитание толерантности

 

В помощь детям и родителям предлагается справочная информация:

Административная ответственность за проявления экстремизма

Уголовная ответственность за проявления экстремизма

Буклет "Правила толерантного общения"

Буклет "Толерантный - современный"

Ролик "У террора нет национальности"

Ролик "Обман"

Ролик "Бдительность"