«Истинную свою славу

я видел в служении моему Отечеству»

А.В.Суворов

История кадетского движения

Российское офицерство всегда считалось цветом нации. Почти три века насчитывает русская военная школа. Впитав в себя лучшие традиции  военно-педагогической мысли, она на протяжении столетий была эталоном военного воспитания и образования.Выпускниками российских военно-учебных заведений были государственные деятели и известные ученые, полководцы и мастера культуры. Славные победы русского оружия, достижения отечественной военной науки — все это плоды национальной системы военного образования.

Подготовка военных кадров исторически является важнейшей функцией государства, так как от уровня профессионализма офицерского состава зависит боеспособность армии и защита суверенитета страны. Именно государство рассматривается народом, как самый мощный  организатор обеспечения безопасности  страны.

Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось по воле Императора Петра Великого; в 1701 году, вернувшись из заграничного путешествия, царь основал в Москве Школу Математических и Навигацких Наук, будущий Морской Корпус. В 1778 г. Императрица Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус.

  • Эти  старейшие военно-учебных заведения были родоначальниками следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору необозримой России. В царствование Императора   Николая I было создано восемь кадетских корпусов том числе и Нижегородский. По протяжению Российской Империи, в различных местностях и окруженные различными условиями жизни в областях необозримой России, эти  кадетские корпуса жили совершенно одинаковой внутренней жизнью и имели совершенно одинаковую систему образования и воспитания кадет. Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Царю и Родине.

 

Возрождение кадетских корпусов

Кадетское движение в России имеет давнюю историю. Лучшие люди нашего Отечества начинали свое образование именно в кадетских корпусах. Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус один из первых кадетских корпусов России. Он ведет свое начало от Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса, открытого 15 марта 1834 года. Кадеты-аракчеевцы оставили о себе память в мирной и научной деятельности. В 1904 году кадетский корпус окончил Петр Николаевич Нестеров, выдающийся русский военный летчик, основоположник высшего пилотажа и «мертвой петли». В 1918 г. Нижегородский кадетский корпус был закрыт, как и многие другие корпуса.

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году. У истоков этого процесса стояли энтузиасты, офицеры запаса, бывшие суворовцы, которым удалось наладить связь с кадетами зарубежных российских корпусов. Процесс этот непростой, и понимание сущности данного процесса далеко неоднозначно. Но несмотря на трудности, по решению региональных властей и ведомств, во всей России к настоящему времени уже создано более пятидесяти кадетских учебных заведений.

В 1997 году Президент России подписал указ о создании в стране кадетских классов и школ с целью формирования в подростках качеств, достойных настоящего мужчины, подготовить несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.

Основной целью кадетских корпусов на сегодняшний день является интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, формирование высокого патриотического сознания, создание основы для дальнейшего освоение профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку  к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Легендарные кадеты России

Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) – выпускник Морского кадетского корпуса (1860).

Знаменитый живописец-баталист.. В 1877–1878 годах участвовал в русско-турецкой войне и был ранен..

В 1904 году отправился на театр русско-японской войны и погиб в Порт-Артуре вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск».

 

Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович (1745–1813) – выпускник Соединенной Артиллерийской и Инженерной школы (Санкт-Петербург, 2-й кадетский корпус, 1761).

Выдающийся полководец, князь Смоленский, генерал-фельдмаршал, полный Георгиевский кавалер. Родился 16 сентября 1745 года в Санкт-Петербурге. Школу окончил с отличием, произведен в офицеры 1 января 1761 года.

В 1764–1765 годах принимал участие в военных действиях в Польше, 1770–1774 годах – в русско-турецкой войне.. В 1774 году под Алуштой получил пулевое ранение в висок, потерял правый глаз.Участвовал в русско-турецкой войне 1787–1791 годов. Закончил кампанию в чине генерал-лейтенанта. В 1794–1797 годах – директор 1-го кадетского корпуса (Санкт-Петербург).

С августа 1812 года – главнокомандующий действующей армией в войне против Наполеона. После Бородинского сражения произведен в генерал-фельдмаршалы. Обеспечил победу Русской армии в войне с Наполеоном..За заслуги перед Отечеством стал первым в Русской армии полным георгиевским кавалером. Скончался 28 апреля 1813 года. Похоронен в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. В 1942 году советское правительство учредило орден Кутузова трех степеней.

 

Захава Борис Евгеньевич (1896–1976) – выпускник 3-го Московского Императора Александра II кадетского корпуса (1913).

Выдающийся советский актер и режиссер, народный артист Советского Союза, ректор театрального училища им. Б.В. Щукина. В течение почти 40 лет возглавлял Щукинское театральное училище. Свою актерскую жизнь закончил ролью фельдмаршала М.И. Кутузова в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир». Скончался 25 ноября 1976 года.

 

Карбышев Дмитрий Михайлович (1880–1945) – выпускник 1-го Сибирского Императора Александра II кадетского корпуса (1898).

Советский военный инженер, ученый, генерал-лейтенант инженерных войск, профессор, доктор военных наук, Герой Советского Союза (посмертно). В 1900 году окончил Николаевское военное инженерное училище, в 1911 году – Николаевскую военную академию. Участвовал в русско-японской войне, был строителем фортов Брестской крепости (1911–1914).

 

 

Кондратенко Роман Исидорович (1857–1904) – выпускник Полоцкого кадетского корпуса (1874).

Генерал-лейтенант, герой обороны Порт-Артура во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Родился 30 сентября 1857 года в Тбилиси.. Посмертно произведен в генерал-лейтенанты. В народной памяти навечно остался «душой и славой Порт-Артура».

 

Можайский Александр Федорович (1825–1890) – выпускник Морского кадетского корпуса (1841).

Контр-адмирал, изобретатель в области воздухоплавания и авиации, создатель одного из первых в мире летательных аппаратов тяжелее воздуха.

. В 1882 году вышел в отставку, скончался в 1890 году. Его имя носит Военная инженерно-космическая академия в Петербурге.

 

Мосин Сергей Иванович (1849–1902) – выпускник Воронежского Великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса.

Выдающийся русский конструктор-оружейник, генерал-майор.. В 1875 году окончил Михайловскую артиллерийскую академию. Многие годы проработал на Тульском оружейном заводе. В 1894–1902 годах – начальник Сестрорецкого оружейного завода.

. Работы Мосина оказали большое влияние на развитие отечественной оружейной техники.

 

Нахимов Павел Степанович (1802–1855) – выпускник Морского кадетского корпуса (1818).

Великий флотоводец, адмирал. В 1822–1825 годах на фрегате «Крейсер» совершил кругосветное плавание. В 1827 году участвовал в Наваринском сражении, за которое награжден орденом св. Георгия 4-й степени и произведен в капитан-лейтенанты.

Во время русско-турецкой войны 1828–1829 годов командовал корветом «Наварин» при блокаде Дарданелл. В 1854–1855 годах – руководитель героической Севастопольской обороны во время Крымской войны 1854–1856 гг. Смертельно ранен на Малаховом кургане. Похоронен во Владимирском соборе в Севастополе. Советское правительство в 1944 г. учредило орден Нахимова двух степеней и медаль Нахимова.

 

Нестеров Петр Николаевич (1887–1914) – выпускник Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса (1904).

Выдающийся русский военный летчик, георгиевский кавалер, штабс-капитан. Родился 15 февраля 1887 году в Нижнем Новгороде в семье офицера. В 1906 году окончил Михайловское артиллерийское училище, в 1912 году – офицерский класс Офицерской воздухоплавательной школы. Занимался изучением маневренных возможностей самолетов. Организовал несколько дальних перелетов. В сентябре 1913 года первым в мире выполнил «мертвую петлю» – фигуру пилотажа, впоследствии названную в его честь «петлей Нестерова».. Погиб в августе 1914 года, протаранив австрийский самолет.

 

Радищев Александр Николаевич (1749–1802) – выпускник Пажеского корпуса (1766).

Русский писатель, философ, революционер. В 1790 году закончил основной труд своей жизни «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором обличались многие пороки императорской России 

Скрябин Александр Николаевич (1872–1915) – выпускник 2-го Московского Императора Николая I кадетского корпуса (1889).

Выдающийся русский композитор и пианист.. Творчество А.Н. Скрябина оказало значительное влияние на европейскую музыку ХХ века.

 

Ушаков Федор Федорович (1745–1817) – выпускник Морского кадетского корпуса (1766).

Выдающийся флотоводец, адмирал. В 1784 году произведен в капитаны 1-го ранга. Во время Русско-турецкой войны 1787–1791 годов, командуя авангардом Черноморского флота, разгромил турецкий флот у о. Фидониси.

В 1789 году произведен в контр-адмиралы. С 1790 года – командующий Черноморским флотом. В 1790 году одержал победы над турецким флотом у Керченского пролива

Советское правительство в марте 1944 года учредило орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. 30 ноября 2000 года Русская Православная Церковь причислила Ф.Ф. Ушакова к лику святых.

 

В различных областях государственной, военной, общественной деятельности сегодня успешно трудятся сотни выпускников суворовских училищ. Среди них: министр иностранных дел Игорь Иванов, генерал армии Константин Кочетов, герой-афганец генерал-полковник Борис Громов, космонавты Владимир Джанибеков и Юрий Глазков, известный спортсмен Юрий Власов и многие-многие другие.

 

Кадеты в нашей школе

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году. У истоков этого процесса стояли энтузиасты, офицеры запаса, бывшие суворовцы, которым удалось наладить связь с кадетами зарубежных российских корпусов.. Не несмотря на трудности, по решению региональных властей и ведомств, во всей России к настоящему времени уже создано более пятидесяти кадетских учебных заведений.

В 1997 году Президент России подписал указ о создании в стране кадетских классов и школ с целью формирования в подростках качеств, достойных настоящего мужчины, подготовить несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.

Основной целью кадетских корпусов на сегодняшний день является интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, формирование высокого патриотического сознания, создание основы для дальнейшего освоение профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку  к служению Отечеству на гражданском и военном поприще

 

В 2001 году в целях объединения усилий школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей в нашей школе были созданы кадетские классы.

.

В школу часто стали приезжать гости, сотрудники РУБОПа, они и подсказали идею создания в школе кадетских классов. Основой воспитания в которых должны стать патриотизм и желание служить Отечеству.

В сентябре 2001 года в школе был набран первый 10 кадетский класс. А в сентябре 2002 года у нас появился и 1 кадетский класс.

На сегодняшний день в нашей школе из 31 класса 5 кадетских и 1 прокадетский.

Для учащихся кадетских классов в школе образованы военно-спортивные кружки и секции. В этих кружках и секциях занимаются практически все учащиеся кадетских классов.

Школа стала тесно сотрудничать с главным управлением МВД РФ по Приволжскому Федеральному округу. В настоящий момент  под командованием генерал-лейтенанта полиции А.Н.Таранова.

Воспитанием кадет занимается куратор кадетских классов, бывший кадровый офицер Павел Васильевич Угланов, а также преподаватели физкультуры и классные руководители.

У кадетских классов за годы существования сложились свои традиции военно-патриотического воспитания.

 Вот лишь несколько из них.

  • Ежегодно проводятся торжественные линейки, посвящённые годовщине присвоения школе имени Героя России Евгения Петровича Шнитникова.
  • Военно-спортивные праздники, посвящённые Дню полиции, Дню защитника Отечества, Дню Победы.
  • Праздники, посвящённые Дню защиты детей.
  • Участвуют в ежегодном митинге памяти погибших в Чечне 6 марта в Марьиной роще.
  • Встречаются с ветеранами ВОВ.
  • В школьном музее проходят уроки мужества
  • Ежегодно команда кадет старших классов участвуют в соревнованиях в честь мемориала памяти капитана милиции Матвеева в г.Кстово.
  • Раз в два года команда кадет старших классов участвует в областном смотре-конкурсе кадетских классов (школ) Нижегородской области.

Результатом целенаправленной работы стало формирование готовности граждан к защите Отечества, сохранению и развитию его славных боевых традиций.

 

Наши выпускники

Наши выпускники кадетских классов стали студентами  высших учебных заведений Министерства обороны РФ, Академии МЧС и Академии МВД России, а также поступили на юридические факультеты гражданских ВУЗов.

Кадеты, выпускники академии МВД:

  • Фещенко Наталья, выпускница 2004 года;
  • Гриценко Илона, выпускница 2003 года;
  • Пугачев Артем, выпускник 2005 года

Презентация: История кадетского движения