14:37 Формирование здорового образа жизни школьников | |
Формирование здорового образа жизни школьников
Современное общество потребления стоит на пороге качественного переосмысления своего существования. В условиях отсутствия внятного представления о национальной идее в России, многие ищут свой собственный вектор развития. Зачастую эти поиски себя, особенно в подростковом возрасте, заканчиваются трагически: вредные привычки, плохие компании, отсутствие должного внимания со стороны взрослых, недостаток морально-нравственной компоненты воспитания формирующейся личности, – все это рано или поздно приводит к пагубным последствиям, преодолеть которые очень сложно и иногда невозможно. Поэтому роль семьи и образовательных учреждений для развития и формирования личности подрастающего поколения выходит на первый план, задача которых в ограждении школьников от вредного влияния окружающей среды в условиях неорганизованности свободного времени и укреплении и улучшении его здоровья в ходе образовательно-воспитательного процесса. Здоровье каждого из нас зависит от множества факторов – генетических и внешних условий среды обитания, социальных предпосылок и природных, и экологически обусловленных особенностей территории проживания и т.д. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом: - Наследственность (биологические факторы) — определяет здоровье на 20% - Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20% - Деятельность системы здравоохранения — на 10% - Образ жизни человека — на 50% Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о здоровом образе жизни), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его жизни. Здоровый образ жизни школьников складывается из многих основных принципов: образ жизни должен соответствовать возрасту, обеспечен энергетически, быть укрепляющим, ритмичным, эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным (аскетичным). Таким образом, основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома, рациональную организацию труда и отдыха школьников, воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения). Зачастую школьники недостаточно осведомлены о здоровом образе жизни и его значении для здоровья и жизни человека в целом. Многие даже не задумываются о тяжелых последствиях кажущихся безобидными вредные привычки, которые имеются у подавляющего большинства учащихся старших классов. Интересно отметить, что с возрастом повышается число учащихся, безразлично или даже положительно оценивающих своих сверстников, которым были свойственны такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, разных наркотических веществ. Так же, как и в случае знаний о физической культуре и спорте, основными источниками знаний о здоровом образе жизни явились средства массовой коммуникации. Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Снижение физической активности может стать причиной ослабления физических возможностей человека, вместе с тем ослабляется его эмоционально-волевая сфера. Для решения этой проблемы в школах целесообразно вводить повышенное количество динамических занятий, кроме плановых уроков физической культуры. Это и утренние зарядки, введение методик В.Ф. Базарного (физкультминутки для глаз на 18 минуте каждого урока, использование конторок, массажных ковриков для ног), динамические часы в начальной школе, кружковые занятия (ритмика), частая смена видов деятельности на уроках и т.д. Очень важное значение имеет пропаганда и введение моды на здоровый образ жизни. Классные часы и внеклассные мероприятия, проведенные в нестандартных формах с участием известных спортсменов, способствуют более эффективному воздействию на восприятие учащихся. Немаловажное значение имеет психологическое сопровождение воспитания ЗОЖ. Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. По данным НИИ педиатрии: - 14% детей практически здоровы; - 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; - 35 – 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: "Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год или десяток лет.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |