Экстремизм и толерантность
Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам, это всегда противопоставление, размежевание и даже борьба.
Проблемы проявления молодежного экстремизма существуют давно, но наиболее яркие формы сегодня принимает национальный экстремизм.
Кризис российской семьи – также не новость. Количество неполных семей, количество разводов неуклонно растет. Агрессия во взаимоотношениях близких стала нормой. Изменилась парадигма отношения к жизни – доминантой стал эгоцентризм (я – все остальные; моя семья – все остальные; моя родня – все остальные; моя нация – все остальные и т.д., и т.п.), а также культ силы и денег. Когда развалилась система воспитания (коллективного, бесплатного, интернационального и др.), телевидение, а затем видео и Интернет заменили воспитателей, родителей и нянь. При этом СМИ, также борясь за выживание, шли на поводу «рынка», активно преподносили «жестокие уроки жизни». Преобладание негативной информации, сцен насилия, вербальной и визуальной агрессии в репортажах, фильмах, программах и передачах, засилье пошлой культуры и низкого вкуса – в этом видятся истоки современного экстремизма и агрессии в молодежной среде.
Социологические исследования показали, что свыше 80% юношей и девушек поддерживают националистический лозунг "Россия для русских", 35% - движение скинхедов (бритоголовых). По мнению психологов, агрессивным молодого человека делает социальная среда. Основной вопрос, который сегодня волнует молодежные правозащитные организации: как научиться быть толерантным и можно ли контролировать агрессию. Приемов и методик для формирования толерантного сознания очень мало. Наиболее успешными оказались социально-психологические методы работы, в частности "тренинги толерантности" для подростков разных возрастных групп, а также работа с мигрантами и вынужденными переселенцами. Необходима работа не только с детьми, но и с их родителями.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
(по материалам сб-ка «Воспитание толерантности»)
Виды экстремизма
Существует большое количество видов экстремизма, которые выделяются в зависимости от различных критериев.
По направленности выделяется экстремизм экономический, политический, националистический, религиозный, экологический, духовный и др.
Экономический экстремизм направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы, резкое сокращение социальных расходов, наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности и др.
Националистический экстремизм отвергает интересы, права других наций. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации.
Экологические экстремисты против не только эффективной природоохранительной политики, но и научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.
Духовный экстремизм ориентирован на изоляционизм, отвергает опыт, достижения другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты.
Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии. В собственно конфессиональной среде может носить как внутриконфессиональный, так и межконфессиональный характер.
Политический экстремизм (данное понятие выделяется только в теории, законодательно закрепленного термина «политический экстремизм» федеральный закон не содержит).
Условно различают «левый» и «правый» экстремизм.
«Левый» экстремизм заимствует идеи революционизма, анархизма, объявляет себя наиболее последовательным выразителем и защитником трудящихся масс, всех обездоленных, неимущих. Объектами их критики выступают социальное неравенство, подавление личности, эксплуатация, бюрократизация в обществе. Устранить эти явления они готовы любыми средствами, вплоть до вооруженных.
«Правые» экстремисты (фашистские, неофашистские, ультраправые, националистические, расистские движения, организации, партии, такие как «Военно-спортивная организация» в ФРГ) критикуют современное общество за «отсутствие порядка», «господство плутократии», «упадок нравов», эгоизм, потребительство и др. Ультраправые экстремисты часто используются для борьбы с прогрессивными общественными организациями и политическими деятелями. Многие из них действуют под прикрытием государства («Лига защиты евреев» в США, кубинские контрас «Омега-7», «Антикоммунистический альянс Аргентины», гватемальская «Мано Бланке» и др.).
Проявления нетерпимости:
1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);
3) негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
4) этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
5) поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
6) преследования, запугивания, угрозы;
7) дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
8) расизм
9) ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия ), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
10) национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
11) фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
12) империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
13) эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
14) осквернение религиозных или культурных символов;
15) религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
16) изгнание (официальное или насильственное);
17) сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
18) репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Воспитание толерантности
В помощь детям и родителям предлагается справочная информация:
Административная ответственность за проявления экстремизма
Уголовная ответственность за проявления экстремизма
Буклет "Правила толерантного общения"
Буклет "Толерантный - современный"